четверг, 9 июня 2011 г.

[Интервью] ММОзговеды: MMO and beyond. Часть 1

Мы начинаем новую рубрику на нашем блоге. Честно говоря, все, что написано в  блоге, писалось исключительно друг для друга. То, что мы поняли, о чем думаем, о чем переживаем. Ну и результаты своих исследований и тестов мы так же тащили сюда. В этот раз мое любопытство разбудили ребята из сообщества Seven Crafts, которые ведут блог ММОзговед. Не откладывая в долгий ящик, я решил взять у них интервью. И как не странно, буквально через час это и получилось. Сегодня я публикую первую половину интервью (оно длинное), ко второй половине интервью ребята обещали прислать фотографии. Жду с нетерпением. А пока - передам им слово.


 Fox: Первый вопрос традиционный. Вы ворвались в уютненькую вов-блогосферу весьма внезапно и резко попали в списки читаемых на самых популярных блогах. Можно было бы предположить, что вы повторите судьбу многих, кто делал тоже самое, но... Но сразу видно, что ресурс ваш не однодневка. Поэтому закономерный вопрос - представьтесь, кто вы?

 Atron: Хм.. мы компания друзей. Виртуально-реальных. Живущих одной компанией в онлайн-играх и собирающихся иногда вместе по эту сторону экранов, несмотря на тысячи километров, разделяющих нас. Вот, к примеру, мы с Андре встретимся через три недели в крымских горах и будем с удовольствием проводить вместе дни напролет. А сейчас между нами примерно тысяча километров. Но сегодня вечером я обязательно услышу Андре и других ребят. И мы опять будем вместе. В этом же и заключается магия ММО. Верно?
Здесь, возможно, было бы интересно рассказать, как блог вообще возник и для чего. Мне кажется, у него изначально была довольно оригинальная цель. Это была наша игра. В период, когда команда осталась без ММО. :)

 Fox: Это будет следующий вопрос :) Я бы в первую очередь хотел узнать о том, кто вы в реальной жизни

Andre: Я молекулярный биолог. Занимаюсь исследованиями в области генетики микроорганизмов человека и не только. В основном имею дело с практическими задачами, работой со сложными приборами и всё в таком духе.

Мне 28 лет, увлекаюсь астрономией, немного фотографией и танцами, люблю НФ. Люблю живую природу, просто природу, и всё что с ней связано.

Ну и что греха таить - компьютерные игры тоже одно из самых сильных увлечений. Иначе мы бы с вами не разговаривали :)

Fox: Андре - такие уточнение - если не хочешь - не отвечай - а есть ли дети?

Andre: Есть любимая девушка, с которой мы вместе уже 10 лет, но мы пока не женаты и детей пока нет. :)

Atron: В реальной жизни я мужчина 37 лет. Занимаюсь информационными технологиями в своей компании. Счастлив в браке. Растим сына и кормим кота. Жизнью доволен. Считаю себя счастливым человеком. Вообще, в ММО играют счастливые люди, я убежден.

Fox: информационными технологиями? В смысле - админ? разработчик? аналитик?  ну, в  любом случае - коллега

Atron: В смысле совладелец компании, выпускающей бизнес-справочники, если уж совсем конкретно.

Fox: спасибо за уточнение - это могу не печатать :) А вот с этого места - в ММО играют счастливые люди - поподробнее. Общественное мнение скорее рисует портрет хикки...

Atron: Я не знаю, что рисует общественное мнение, но мне не кажется, что человек способен погружаться в игровой мир и получать от него наслаждение, если у него есть какие-то существенные проблемы в жизни. Способность мечтать, растянуться на траве виртуального мира приходит с душевной легкостью, без серьезных омрачающих факторов. Люди могут ее не ценить и считать, что счастье - это что-то другое. У меня нет универсального определения счастья, но я считаю эту душевную легкость, способность мечтать и погружаться в мечту - состоянием очень близким. Я не верю, что кто-то способен туда убегать от проблем. Вернее, у меня так не получается, а судить могу только по себе.

Fox: Я хотел просто объяснить смысл своих уточнений (я знаю, что слегка нагловатых). Дело в том, что аудитория нашего блога в большинстве своем больше ориентированна на проблемы взаимодействия ММО и реальной жизни, чем на новые фичи патча 4.2. Поэтому я и акцентирую на этом внимание

Atron: Сергей, не переживай, если мы чего-то не захотим говорить, мы не скажем. Задавай любые вопросы. Это не наглость нисколько.

Andre: Нормальные уточнения. :) Мы же тоже собрались не потому что фанаты 4,2 :)

Fox: Хорошо, спасибо - буду спрашивать, что приходит в голову.
 Атрон, если я  тебя правильно понял, то ты считаешь настоящими только игроков подобных тебе - счастливых в реальной жизни и отдыхающих в игре. Тогда какого твое отношение к игровым задротам, забившим на все, ради игровых целей?


Atron: А мне и слово такое не нравится. Давай будем их называть.. "альтернативно увлеченными". :) Кто мы такие, чтобы их осуждать? У них внутри такая же душевная легкость, которая ведет к своим субъективным увлечениям. Люди просто часто не осознают своего счастья. Не дай Бог кто-то в семье заболеет или случится другая серьезная неприятность, все эти розовые виртуальные дворцы рухнут в одно мгновение и перестанут интересовать. А вчерашнюю легкость человек начнет ценить совсем иначе. Carpe Diem, в общем.

Fox: Атрон - спасибо за обогащение мой лексики - "альтернативно увлеченный" - войдет в анналы, я уверен :)
Андре, вопрос тебе. Ты тоже считаешь себя счастливым человеком? :)

Andre: Да. По крайней мере сейчас, в этот период жизни я ощущаю себя счастливым.

Fox: Андре, меня так и тянет спросить - вы с свое сетевое содружество отбираете только по принципу счастья? :) Но не буду, и так понимаю. Тогда вопрос такой обоим - расскажите про содружество Seven crafts - как оно появилось и какие цели ставит?

Andre: О, с точки зрения "появления" Seven Crafts я - припозднившийся гость. Я попал в эту компанию в игре Lineage2, и в этой истории много игры случая.
L2 была моей первой ММО, а привёл меня туда мой хороший реальный друг. Потом мы мимолетно  встретились на одном сервере с командой Seven Crafts, расстались, а потом неожиданно снова встретились на другом.
После распада моего первого клана (мы не были его организаторами, впрочем), мы решили - а почему бы не попробовать примкнуть к Черепахам? Наше общение всегда было очень приятным.
Реальные мои друзья давно охладели к играм, по крайней мере не сохранили былой увлеченности - а я до сих пор в этой замечательной компании

Fox: Черепахами? Давайте притворимся, что я  не знаю, какое черепаха имеет отношение в Seven Crafts

Andre: Черепаха - наш символ. Про истоки лучше расскажет Атрон, а я скажу, что она хорошо характеризует наш спокойный и неторопливый подход к игре и жизни в виртуальных мирах.

Fox: Кстати, к вопросу про ЛА2. В кругах ммо-любителей бытует клише, что ЛА2 игра привлекающая исключительно достигателей и подавителей, в общем-то тех, кого Атрон назвал "альтернативно увлеченными". Как же ваш неторопливый стиль сочетался с этим жестким (сам не играл, но с чужих слов) миром?
Опять же - о жесткости миров. Насколько мне известно вы много играли/играете в EVE - по слухам там тоже не особо привечают любителей играть неторопливо и все изучать. Почему такой странный выбор - почему не ЛОТРО, например с его созерцательностью?


Andre: Неторопливый стиль сочетался с миром Л2 так, что мы так и не добрались до вершин :) Даже уровневых, не говоря уже о endgame'е в виде замков и прочих радостей. Но я ничуть не жалею. :) Мы собирались и просто путешествовали, искали редкие компоненты, залезали в неизвестные места просто посмотреть, что там, за поворотом.
Стоит послушать, что расскажет о Л2 Атрон, ведь это наверное его любимая игра ;)

Fox: Конечно, я бы хотел обоих выслушать :)

Atron: Seven Crafts появился изначально как клан в Lineage II примерно через неделю после моего знакомства с миром онлайн игр. В него вошли моя жена и друг. И все. Не было вообще никаких далеко идущих планов. Просто название Семи Дисциплин, как красивое, броское (и тогда еще отчасти связанное с крафтом) название, означавшее разностороннюю увлеченность.

Seven Crafts - Семь Дисциплин (изучались в средневековых университетах; тривиум: грамматика, логика и риторика, а также квадривиум: арифметика, геометрия, музыка и астрономия), гарантирующих полноценное развитие личности. Такая вот заумь.

Ну, а потом начали приходить другие хорошие люди. Были разные периоды. Почти полная смена состава, за исключением костяка. Но главное - много мыслей о том, какой должна быть команда в ММО и для чего вообще существует. За годы выкристаллизовалась убежденность в том, что настоящая команда не должна быть коллективом ради краткосрочного игрового объединения. Любой отдельный ММО-проект - в сути просто отрезок большого пути.

Легко сказать и объявить все это. Труднее -- реально воплотить в жизнь. Уход из проекта не может быть синхронизирован с желанием всех людей в команде. Даже несмотря на то, что наша команды была всегда небольшой. С другой стороны, люди устают от проекта и видят какие-то новые точки интереса. Так или иначе, ты всегда кого-то теряешь при гипер-скачке из проекта в проект. Но мы очень стараемся.

С другой стороны, приход всей командой в новый проект -- это как высадка на неисследованную землю. Каждый выбирает новую роль, немного перестраиваются отношения внутри коллектива, ведущие-ведомые, самые увлеченные и так далее. Это очень интересное чувство и очень интересное наблюдение за, казалось бы, уже хорошо знакомыми тебе людьми.

Ну, и главное -- в каждом проекте мы были... "странными". И в LA2 и в EVE большинство людей, которые нас знали, крутили пальцем у виска. В EVE мы принципиально не имели альтов, к примеру. Надо сказать, что для игроков этого проекта подобный принцип -- нечто на грани безумия, поверьте. Или в LA2 мы были принципиальные противники терминов "кач", активно вели газету, через которую пытались проводить свои идеи, встречая массу непонимания.

Fox: Атрон, спасибо. Но все же народ - почему такой выбор игр?

Andre: Насчёт Eve-online - для меня это стало отдушиной среди уже большого на тот момент количества игр в фентези-сеттинге. НФ! Чёрный бездонный космос! Корабли!
Поле для исследований разного толка в Eve было очень велико. Все эти маленькие открытия в новом мире, постепенное погружение.
С другой стороны, тогда я снова выступил в ведомой роли - пришел в космос по следам основной команды, прожив отдельно несколько месяцев.

Atron: Да, "по следам основной команды", как говорит Андре - это когда я один сидел в офисе корпорации в EVE. Это был самый темный период в жизни команды.

Я был болен идеей влияния на мир. Поэтому LA2 и EVE. Наверное, не совсем еще выздоровел, хотя Евой привит от этих поползновений сильно. Да, мы умеем смотреть на мир, мы любим смотреть на мир. Но мир - это не статичная картинка. Это то, что живет и развивается, а не респится и обнуляется для следующего прохождения. Видишь, говорил же - так и не выздоровел я. :)

Andre: Кстати говоря, Eve online подарила нам немало хороших товарищей. Не все они решились присоединиться, а их тех кто присоединился - не все остались. Но некоторые из них до сих пор с нами, и по-моему это здорово.


Fox: Да, еще я хотел сказать, что нам с нашей командой, состоящей в основном только из меня с женой, крайне импонирует ваш подход к играм. Для нас тоже самое важное - что там за той дверью. И мы вам по хорошему завидуем, что вам удалось подобрать столько единомышленников. Кстати, сколько вас сейчас?

Atron:  Нас сейчас 10-20 человек, в зависимости от того, как считать. Если текущую активность и отнять наших детей, которые попали в команду "по блату", то чуть больше десяти.



Fox: Да, весьма большой коллектив. Естественно сразу хочется задать вопрос - как вы набираете людей?

Andre: Я уже не слишком хорошо помню ситуацию в Л2 (дожил, ага), но в Eve у нас незаметно сложилось так, что мы "сидели на берегу реки и ждали, пока мимо не проплывёт тело врага". Истинно черепаший подход. Мы никогда специально никого не искали. Мы занимались тем, что нравится. Моим хобби долго время были переводы бэкстори EVE, выполненной в виде коротких заметок-рассказиков, для форума eve-ru.com. Я переводил, ребята из команды коллективно помогали исправлять ошибки и помогали с переводами трудных мест. А потом уже на наш форум стали заглядывать люди, читавшие эти переводы. Это только один из примеров. В Л2 Атрон делал замечательную газету, он уже упоминал. :)

Atron: Условия приема в Seven Crafts полностью совпадают с моим взглядом на жизнь. И я уверен, что мои друзья тоже являются родственными мне душами. Просто не люблю говорить за всех. Так вот, я принципиальный сторонник равных возможностей в команде. Мне чужда модель некоего единственного лидера. Я могу назвать себя во многом идеологом команды, но все время спорил с попытками приписать мне звание "лидера". Так что попасть к нам человек может только при полном одобрении его кандидатуры всеми, кто захотел высказаться по этому поводу. Но это, пожалуй, единственное применение равноправия, которым мы обожглись в свое время, применив его на начальных этапах жизни нашей команды.

К чему это привело тогда. Разные люди вкладывают разную энергию в жизнь команды. Не потому что они хорошие или плохие, а потому что так у них получается в силу массы объективных и субъективных причин. Но когда дело доходит до принятия какого-то решения, тут каждый неизменно вспоминает об исключительной важности именно его мнения. Логично предположить, что его мнение важно ровно настолько, насколько он вложился в жизнь команды. И мы реализовали в EVE настоящее закрытое акционерное общество, где в конце каждого месяца выдавались акции, поддержанные, кстати, внутиигровой валютой с правом полной конвертации их в деньги при выходе из команды. Акции выдавались на основе описанных проектов. Можно назвать бюрократией, а можно назвать игрой. Но главное, что акции применялись в принятии любых решений -- присоединение к альянсу, постройка большого корабля, что угодно. Каждый голосовал акциями. Чем больше акций, тем больше твое влияние. Вместе с тем, у самого крупного акционера было, если не ошибаюсь, 15% акций.

Прелесть еще в чем была. Акции не брались из воздуха. Они выпускались на основании прибыли, которую получала наша команда за месяц. Помимо очевидных стимулов, это был прекрасный компенсатор для тех, кто пришел в команду позже. Ведь корпорация развивалась и получала все больше денег, выпуская все больше акций. Если старый представитель команды получал на заре 1-2 акции в месяц, то через год он, как и новичок, мог получить уже 200. И стоило ему только расслабится, новичок легко догонял его по влиянию и дивидендам.

Такой вот социально-экономический механизм. Игра внутри игры.

Но я, как всегда, расплылся мыслью. Люди смотрят на нас, замечают, и если мы им нравимся, предлагают дружить. Если симпатии взаимные, мы принимаем. Но после кучи расспросов и выяснений. Я не люблю дружить со всеми подряд. Это нивелирует дружбу до состояния знакомства. В нашу компанию можно попасть через сильный фильтр, зато в ней остаются по-настоящему родственные души.

Сергей, меня и самого пугает количество текста, которое я пишу. Можно смело половину выкидывать. Я просто пытаюсь тебе максимально подробно рассказать. Воспринимай это как беседу, а не как заявку на публикацию. :)

Fox: Наш блог (так же, как и ваш) категорически некоммерческий. За все время я заработал на нем (за полтора года) 6 евро - так как держать рекламу в местах, которые мешают людям (ну и самые денежные), считаю предосудительным. Ваше интервью я для удобства прочтения порежу на несколько кусков, но опубликую без купюр, так как и мне и моим читателям (я почти уверен) все это будет очень интересно.
А насчет приема к вам у меня, например, несмотря на кучу текста осталось куча непонимания - есть ли какая-то форма заявки или надо прийти к вам в игре и познакомиться? Думаю, что нашим читателям да и самим нам, возможно, это понадобится. Кроме того, то что ты рассказал выглядит как "единороги у нас жуют радугу и какают бабочками". Есть же, наверняка и проблемы?

Atron: А, ну, да, у нас есть сайт. Только не ходите туда, он в разработке, я как раз сейчас постепенно делаю такое флеш-ностальжи-действо с музыкой и хронологической галереей. А пока там предыдущая попытка переделать сайт. Писать нам можно на форуме - http://www.sevencrafts.net/forum/. Хотя в данный момент мы довольно законсервированы, откровенно говоря, потому что пока не очень понимаем, что интересного и действительно драйвового можем предложить в WoW. Только свою ненавязчивую компанию. Если этого достаточно - пишите нам. :)

Проблемы в команде, конечно же, были. Но, как это всегда бывает, чем более зрелой становилась команда, тем менее драматичные события в ней происходили. Набиваешь шишки, обретаешь все больше единомышленников. Команда подвергается самому большому риску в трех ситуация. О первой я уже упоминал - миграция из проекта в проект. Вторая - игра в условиях внешнего прессинга. Первый раз мы посыпались из-за банального кланвара. Люди просто выдохлись из-за напряга, накопили раздражение и начали его выплескивать друг на друга. Было обидно и тяжело. Забавно, что человек, из-за которого я больше всего переживал - Марина Дяченко (писатель-фантаст, чудом попавшая в наш коллектив благодаря знакомству с одним из наших ребят) - воспринимала мучения, связанные с резко изменившимися условиями игры, постоянными смертями, стоически и с какой-то невероятной жизнерадостностью. Хотя мне казалось как раз, что взрослый и довольно знаменитый человек может испытывать явный негатив от постоянных наездов в игре.

Но это лирика. Просто забавный факт. А так, конечно, были разные характеры, разные цели. С какими-то ребятами, которые уходили, мы сохранили очень хорошие отношения. С какими-то нет. Но вот однажды меня мой товарищ спросил - чего ты достиг в LA2? Действительно, мы не захватили ни одного замка (не тот формат команды), не "докачались" до капа. Чем крыть-то? Чего достигли? Мой ответ тогда и сейчас был очень простым - я встретил Андре. Вот это было самое большое достижение в LA2. Потом в EVE у нас было несколько достижений подобного масштаба. Ой, опять единороги получились, да? :)

Ах, нет, я забыл о третьей ситуации, в которой команда подвергается максимальному риску. Это скука. Но тут без комментариев, всем и так все понятно.

***

вторую часть интервью читайте как только мои респонденты пришлют фотографии :)

4 комментария:

  1. Спасибо за интервью, подожду продолжения. Интрегующе. :)

    Хотя уже на двух блогах слышу интенсивную рекламу ММОзговеда - почему-то всё не доходят руки "добавить его в мемориз/сделать настольным". Толи заголовки статей не цепанули и не стал ковырять, толи... Не знаю... да и какая разница - ресурс явно ничего не потеряет от моего отсутствия там, раз уже двое авторитетных для меня людей говорят что блог суперский :)

    Собственно к чему я... Я не знаю по-сути о ком статья и у кого взято интервью :) Но читается очень интересно. Нравится подход у людей. Очень фундаментально.

    В своё время, играя в ла2, где и возникало, как ни странно, особо острое чувство необходимости команды - приходило желание сколотить такой вот коллектив. И я зачастую очень завидую в хорошем смысле тем, кому удалось найти настоящих единомышленников на просторах ММО. Пожалуй, это действительно одно из самых лучших достижений в онлайн играх - найти в них соратников и единомышленников. Да и по-хорошему, когда я впервые запускал Ультиму, я понятия не имел что это за мир такой ММО игр, и ждал я в нём найти новые впечатления, и как раз таки новых хороших знакомых. Как ни странно, именно знакомые с тех давних времен до сих пор обитают в моей аське/скайпе, чего нельзя сказать о людях с которыми контактирую в играх сейчас - эти люди видимо просто пришли в игру за другим... может конечно и дело во мне. Сейчас люди не так тянутся к объединению всёже. Так... стена? Вроде не очень. Ну и славно :) Успел остановится :)

    Кстати реанимировал аккаунт Вархамера. Масса приятных ностальгичных впечатлений :) Игра к сожалению всёже умирает. Впрочем с Вахой другого состояния и не было :) Те два сервера что недоступны при входе в игру - это два по сути закрытых старых сервера. У меня на них чары ещё остались :) Есть бесплатный трансфер - теперь все обитают на последнем живом рилме. Вот так вот... Т1 действительно кипит жизнью, и вроде даже т2 что-то там шевелится. Даже про т3 спрашивали в Совете. Так что может и удасться побегать от души :)

    Жду продолжения интервью, с уважением DreamGuard.

    ОтветитьУдалить
  2. Молодец, Фокс, грамотно подсуетился. Ребята отличные, мне сильно импонирует возраст вместе с широтой и трезвостью суждений. Ждем вторую часть.
    А всем блогерам, читающим интервью настойчиво рекомендую почитать http://mmozg.blogspot.com/ - давно я с таким интересом не читал о играх, в которые даже сам не играю.

    ОтветитьУдалить
  3. Ну, я не то, чтобы суетился. У меня же не коммерческий блог, я пишу только о том, что мне самому интересно. Вот ребята меня заинтересовали, я не откладывал в дальний ящик и ага. Ссылка на их блог в самом начале интервью, может надо поярче выделить?

    ОтветитьУдалить
  4. Сергей, большое спасибо за интервью.
    Atron, Andre, спасибо за ответы. Очень интересно узнать о Вас побольше.
    С нетерпение жду продолжения.

    PS: Жалко, что таурена не примут в альянс :)

    ОтветитьУдалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...