суббота, 23 февраля 2013 г.

[WoW] Вершина PVE. О рейдах для тех, кто их не видел

Гильдия КомКон на трупах последних боссов в Подземелья Могу-Шан


Надо сказать, что занимался я переводом гайда по друидам-хилам. Честно. Целых два дня переводил, но злобный блогер взял да и похерил всю мою работу. Гад. Теперь и писать не хочется - да и переводить сначала облом. Сам, конечно, виноват - надо было публиковать частями. Ну, буду  умнее. Надеюсь.

Зато гильдия Комкон (верне - вововская ее часть, а еще вернее - киевская десятка) закрыла ПМШ и убила вчера первого босса Сердца Страха. Да мы круты, блин :)

А сегодня я хотел поговорить о совсем другом. Я обратил внимание, что рейдеры пишут о рейдах исключительно с точки зрения тактики, прохождения-не прохождения, сетапа и т.д., но совершенно не пишут и том. в чем же собственно говоря радость от этого времяпровождения.  Не-рейдеры вполне резонно решают, что рейды - чисто механическое развлечение или решают посмотреть своими глазами и там уж решить. Это все очень похоже на то,  как если бы все музыкальные издания писали бы исключительно новости - группа такая-то выпустила такой-то диск, музыкант такой-то перешел из группы А в группу В и типа того. Было бы это интересно? Для фанатов - да, но было бы это интересно тем, кто этим стилем музыки не интересуется? Очень навряд ли.

В общем, я решил развеять некоторый туман над тем, что общепризнанно является вершиной ПВЕ - рейдами. И естественно, я возьму для примера игру. в который этот аспект на сегодняшний момент наиболее развит, ну и вообще. если честно. то все конкуренты по моему личному убеждению очень далеко отстали в этом аспекте. Сразу же оговорюсь - естественно рейдинг - это не только подземелье и тактика боя. Это еще и куча околорейдовой активности - подготовка к рейдам, включающая в себя не только закупки-починки-крафт, но и собирание сетапа, обсуждение тактики, подгонку интерфейсов плагинами, работа на аукционе по получению нужных вещей/денег/рецептов. Но обо всем этом я поговорю чуть позже. А сейчас я хотел поговорить о самом бое.



Интересные боссы и мешки с лутом

Давайте представим бой с абстрактным сферическим боссом в вакууме. Казалось бы чего проще - вот босс, в нем куча хитов. Вот танк, он его держит. А вот бравые дамагеры выстроились с нехорошим выражением лица, примериваясь засовывать свои острые оружия и заклинания в тушку босса. А вот хил, который будет лечить танка. Ну и если время останется, то поможет немного подлечить дамагеров. Лепота. Ну и бой - сферический в вакууме же - босс стоит жо...спиной к рейду  (это танк его так поставил, молодец какой). в эту самую жо...э, простите - спину, точнее даже ногу его колят милишники. Маги и всякие прочие ханты стреляют уже повыше. И все хорошо - если брони танка достаточно и хил не забыл одеваться на интелект и дух,ну и дамагеры не спали, а тоже что-то делали, то босс падает и все убегают на аукцион закупаться камушками и энчантами для новых шмоток, выпавших из тушки босса.

Интересен ли такой бой? Да ни капельки. Ну, разве что - если люди только учатся играть своим классом... Да и то - только в первый раз.

Возьмем реального босса. Ну. первого попавшегося. из текущего дополнения. Ну, чтобы совсем уж далеко не ходить, да.


Вот, Элегон. Обычный такой дракончик, да не совсем. Сидит он на платформе, сделанной из силового поля, так что строго говоря - нету там ничего. Что переодически и доказывается боссом, платформа исчезает и все. кто остался на ней - летят вниз. Однако делает он это не каждую секунду (за что ему большое спасибо) а только в определенных моментах боя. Можно было бы бить босса не залезая на платформу. но тут такая проблема - если рядом с боссом никого нет, то он притягивает всех в мили зону. Вот такой он хрюндель. Окей, можно было было бы оставить на платформе только танка, но тут скрывается вторая проблема - на всех, кто находится на платформе накладывается бафф. увеличивающий наносимый урон и получаемое лечение на 50% (круто, да) и дебафф. увеливающий входящий урон на 5% за стек. А дебафф стекается. Соответственно - долго на платформе не постоишь. Босс - дракон. так что периодически плюется огненным (вернее - белым каким-то) дыхание в конусе перед собой (60 градусов) на свою цель. То есть поражает и танка и всех, кто стоит у него за спиной. Так что если танк неудачно поставил босса - то дыханием дракона весь рейд ляжет. Но на танке же настакивается дебафф - значит надо два танка. то один стоит под боссом, то второй. А тот, что не стоит - сбрасывает стаки, сбегая с платформы. Хм... И все? да нет. Периодически босс саммонит жирного адда. который идет есть хилов. Вот его и забирает второй танк, выводит с платформы (чтобы сбросить свои стаки джебаффа) и дает команду первому танку поменяться с ним местами.

Но это танки. Что же делают храбрые дамагеры? Они могли бы вообще не лезть на платформу (если говорить про рейнджедов), но существует такая вещь, как энрейдж - если не успеть убить босса за определенное время он просто всех убивает. Так что волей неволей надо залезать на платформу.ч тобы получить необходимый бафф в 50% увеличенного урона. Но время от времени босс дамажит всех абилкой тотальное уничтожение. И того, кто накопил больше одного-двух дебаффов, он просто сложит. Значит волей неволей надо залезать на платформу - дамагать и слезать с нее, чтобы сбросить стаки. Если приловчиться и встать с краешку платформы,то можно снимать дебаффы просто прыжком. многие так и делают. Другой разговор, что есть и вторая фаза, на которой все перебегают на другое место и в горячке боя встать заново на такое удобное место обычно не получается.

Мили-дд же бьют босса, а когда появляется адд идут бить его, чтобы тоже сбросить стаки. Убьет же нафиг.

Обращаю внимание: слежение за стаками - обязанность каждого отдельного рейдера, никакой РЛ не сможет отследить стаки каждого отдельного дятла - все же сами их сбрасывают по возможности. Так что - дамажить - дамажь, а за стаками изволь следить самостоятельно.

Есть еще вторая фаза, когда Элегон выпускает из себя шесть шаров. медленно движушихся к меткам на краях платформы. И каждый дамагер должен успеть убить свой шар, пока он не дошел. Ну и постараться как можно больше надамажить в босса. Да. и в конце этой фазы пол исчезает, после того, как один шар дойдет. Вот так вот. А таймер энрейджа тикает-тикает... Каждый не сделанный вовремя удар по боссу приближает энрейдж все ближе и ближе. Поэтому дамагерам и даже танкам постоянно приходится даже с риском для жизни вставлять хоть один удар как только это становится возможно.

Я ничего не сказал про хилов, потому что хилам и проще и сложнее одновременно. Дело в в том, что этот босс - настоящая проверка ДПС. и в три хила (и соответственно в  пять дамагеров) мы категорически не успевали уложиться в таймер. Так что я спекнулся в совуха и в два хила (шесть дамагеров) мы его таки одолели. Обратите внимание - половину боя танки бегают туда-обратно. При этом им надо следить за тем. чтобы босс не дай бог не обратил свою морду в сторону рейда - вайп гарантирован. Соответственно - они постоянно забегают туда, где хилы не достают. Помимо того, хилам не стоит лезть на платформу - они не дамажат и дебафф им не нужен. Соответственно, нагрузка на хилов и так достаточно большая. Тем более - рейд тоже постоянно выгребает. И хант Вася. забывший вылезти с платформы и набравший два стака дебаффа, в результате выхиляный с огромным трудом - явно не облегчает их задачу.

К чему я так подробно рассказывал тактику на босса? Чтобы те, кто ни разу этого босса не видел, смогли представить антураж в котором и происходит все это действо.

А теперь - немного слов про собачек Павлова и механистичность процесса.


Каждый выбирает по себе

Вернемся к предыдущему описанию. Что делют танки я уже описал. В каждую секунду боя танк должен знать - сколько на нем дебаффов, куда смотрит босс, где сейчас адд и кто его танкует. Дальше начинается условная логика - если он танкует - когда ему стоит довести его до края платформы - сразу или чуть помедленнее. Насколько дамажистый его рейд - не сорвут ли с него адда, если он побежит. Насколько хорошо он одет - имеет ли смцысл поворачиваться к адду спиной и так далее и тому подобное. И это только на первой фазе. на второй фазе танк помогает самому слабому дамагеру (в нашем случае мне -я же хил вообще-то и дамагаю плохо) убивать шары. плюс - поддерживать стаки своих дебаффов на боссе, чтобы в его дамага больше влетало. Плюс к этому - следит за общим расположением рейда, чтобы не повернуть босса лицом в направлении к не успевшему отбежать хилу/дамагеру. Ну и следит за стаками дебаффов на напарнике. чтобы понять - надо ли торопиться с перехватом босса или можно идти чуть медленнее. Да и наверняка куча других вещей, о которых я сейчас и не знаю, так как не танк.

В общем, нагрузка на мозг очень и очень внушительная. Честно говоря, реакция хоть что-то решает в считаных моментах боя. В основном. весь бой решает тактическое планирование своих действий, использование в нужные моменты боя абилок (причем не так, что в данную долю секунды прожать, а ПОНИМАТЬ и ВИДЕТЬ - надо ли ее сейчас использовать или нет - она позже будет нужнее). С дамагерми ситуация совершенно аналогичная - объектов для слежения и понимания боевой обстановки - огромное количество. И если ты не видишь картину боя - ты труп. Или того хуже - вагон, который только мешает. Тут я как раз и хотел вставить небольшую ремарку. Почему мне все-таки не понравилась боевка в ГВ2 - если можно нормально играть, наблюдая на экране полную кашу - значит ваши действия никак не затрагивают других игроков. Это не коллективная игра. даже если по факту вокруг вас бегают люди. И радости от хорошо сделанной коллективной работы это мне лично - не приносит.

Второй момент, о котором я хотел сказать - это возможность попробовать еще раз. Вот сколько раз в ПВП у вас случалась ситуация - вот он сделал так-то а я - протупил, надо было сделать вот эдак? ПВЕ и его вершина - рейды - дают эту возможность. Вы можете после неудачного трая (try - попытка) попробовать свое "вот эдак". И этот процесс разгадывания головоломки для  рейдеров и есть половина удовольствия. Есть задача - решений для нее миллион. Какие-то подойдут (многие) какие-то (еще больше - нет). Но какая подойдет именно для вашего сетапа (я имею в виду не только классы и спеки.а  и игроков - кто-то что-то умеет лучше. а кто-то хуже) - не зщнает никто. Только вы сможете найти это ешение. Вы все. Вместе. Ни один РЛ не сможет просчитать весь бой за своих рейдеров. РЛ планирует стратегически - кто за что отвечает в бою. Рейдеры (каждый!) рассчитывает свои движение наперед и (так всегда бывает) миллионы различных вариантов в случае чего-то нестандартного на поле.

Вообще - именно в ПВЕ проявляется то, чем так гордится Близзард. Easy to learn, hard to master. То есть -легко научиться, сложно достичь мастерства. Когда я в первый раз попал в рейд вдруг выяснилось, что я вообще ничего не могу. Блин. Знаю, что у многих такое бывает - вот босс уже входит в финальную фазу, РЛ говорит "ребятки, поднажмите с ДПС", а ты ... хм.... и хотел бы, да что такое поднажмите? Ты же и так нажимаешь! Только потом, после боя. ты залезаешь в книгу заклинаний и видишь,ч то там оказывается есть какие-то забытые абилки, которые вот как раз подошли бы в этот момент - позволили бы тебе вылечиться (пусть и раз в три минуты) или на 15 скунд увеличить весь дамаг на 20% (Да-да! этого как раз не хватило до килла босса), мгновенно отхилить весь рейд (черт. как бы это помогло-то!) и так далее. И ты вытаскиваешь эти абилки и учишься заново играть своим классом. Заново, практически с нуля. Меняя ротацию, меняя приоритеты. Приучаясь не сливаться по мане. даже если танк вот-вот упадет. да еще и дамагерам влетело. Выжить. даже если все твои хилы вот именно сейчас тебя не могут отхилить и выдать многовенный бурстовый урон в адда именно перед тем, как он таки дойдет до своей цели и вы вайпнетесь. А может ты его замедлишь или кинешь иннервейт в слившегося по мане хила или... Это самое "или" и отличает мастера от просто игрока. Грубые вов-рейдеры называют этот процесс "выпрямлением рук". И каждый новый патч заставляет немного прямить руки тем,  кто активно играет и сильно прямить тем, кто давно не играл.

В игре открывается другой пласт. Тот, о котором ты даже и не знал. Может быть поэтому рейдеры несколько свысока посматривают на другие развлечения ну и .. скажем так - стараются в каждый момент времени быть лучше. Да. и простите некоторую грубость, но если вы не убили ни одного босса в ВоВ в актуальное время, то вы в ВоВ и не играли. Хорошо ли это плохо ли (как по мне так плохо), но ВоВ - ПВЕ игра и именно в рейдах он настоящий. Остальное - это десерты, аперитивы и компоты :) Они дают привкус, но основное блюдо - все-таки рейды.

Апдейт:
Чем же таким принципиально отличаются рейды от сложного инста на 4-5 человек. Попробую ответить. Вот то, что приходит в голову первым:

1. наличием более одного человека в одной роли (2 танка, 2+ хила, 2+ дамагера и т.д.) причем это требование подразумевается энкаунтером, а не потому что нам так хочется. В конце концов нет ничего странного в том, чтобы притащить и на простого босса, стоящего на полянке и ничего особо не требующего - 40 рыл. Фигня вопрос. Нужно ли это? если нужно - вот он рейд, если просто захотелось, то это по моему не рейд.
2. наличием таймера энрейджа и жестким ограничением на численность группы. То есть ограничением снизу и сверху - не более, но и не менее, чем определенное количество. То есть требующим решать головоломку имея в наличии некоторое количество не взаимозаменяемых единиц боевой силы. Это очень важно, что ни не взаимозаменяемых - это и усложняет задачу и упрощает ее с другой стороны. То есть не позволяет решить вопрос брутал-форсом (нагнать толпу и все).
3. ограничением на количестве оживлений в бою (то есть опять же запрет на решение задачи брутал-форсом).


Продолжение следует.

P.S. Да. забыл сказать - московский статик КомКона уже совсем собрался. РЛа не хватает. Никто не хочет поводить приятных, умных и умелых игроков в ПМШ и СС? 2/7 21 по Москве РТ :) Ну и места еще есть - может мы и третий статик сделаем... Народу в общем-то дофига.
P.P.S. Статью про друидов-хилв я таки переведу. Честно. Думаю еще и по совухам перевести - хорошая статья. И в планах еще интервью с бета-тестером АА. Так что - до новых встреч в эфире.

70 комментариев:

  1. "...злобный блогер взял да и похерил..."
    юзаю ворд, а потом копи-паст)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. ага, а потом размер шрифта, галочки вместо кавычек. отступы. каретки... Да ну нафиг :)

      Удалить
    2. Этот комментарий был удален автором.

      Удалить
    3. Юзаю ворд, а потом копипаст в блокнот, а потом копипаст в блог.

      Удалить
  2. "В общем, я решил развеять некоторый туман над тем, что общепризнанно является вершиной ПВЕ - рейдами"
    Я таки не понял, какой туман вы развеяли. И был ли он (туман) вообще.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Был-был. И даже есть :) см. мой ответ Деквену. Стоит пообщаться с линейщиком и поймешь, что как-то все совсем не так однозначно.

      Удалить
    2. Хорошая статья.

      Насколько я понял, как минимум половина тумана развеяна этим предложением: «И этот процесс разгадывания головоломки для рейдеров и есть половина удовольствия.»

      Всё дело в том, что никто, или почти никто, из современных игроков в компьютерные игры никогда не играл в шахматы. И не знакомы с шахматным анализом и композицией.
      С одной стороны, мне жаль таких людей, с другой… «Шахматы способствуют развитию самостоятельно мышления, именно поэтому их не нужно развивать», – О.Ф.Бисмарк.

      А сейчас прибегут эти самые рейдеры и начнут плести про «маму, чужой монастырь, культуру и цитаты известных людей». Да-да.


      «И ты вытаскиваешь эти абилки и учишься заново играть своим классом. Заново, практически с нуля.»

      Вот же, как просто. А на форуме WoW косяками ходят воверы, убеждённые, что «прокачака персонажа обучает игре классом». И даже не приходит им в голову, что это как учится вождению автомобиля, начиная с клаксона. На второй день вам дадут переключатель поворотов. А до педалей вы дойдёте через две недели. А в рейде вам придётся учиться ставить запаску на морозе и отогревать замерзший топливный фильтр.


      Впрочем, вы правы. Собачек Павлова «каждый выбирает по себе». «Да. и простите некоторую грубость, но если вы не убили ни одного босса в ВоВ в актуальное время, то вы в ВоВ и не играли.»

      Да. Вот я – уникальный пупс (возможно, я вообще такой один на весь WoW, у кого персонаж максимального уровня был активен один месяц, в июне 2008, для подтверждения теоретических расчётов), в шахматы переиграл, и сразу просчитал, что есть рейды в WoW. И никогда там не был. Так, пару раз сходил в фанрейды в Молнтен Кор и Каражан. Давно, в начале WolTK. Каражан понравился, хоть и был там в дымину датым.

      Через три дня будет шесть лет, как я познакомился с WoW. Поиграл на «Классик-пиратке» немного. Потом отдал Близзард под 700 баксов за, примерно, четыре года чистого времени нахождения в игре. Пусть назад возвращают, руководствуясь такой логикой. Я прочувствовал свою ущербность. Воть. :о)

      А во всём виновата Альтеракская Долина – лучшее, что родила Близзард за всё время своего существования. И за что ей многое простится. И куда я случайно попал пять лет назад хантом 51-го уровня и так там и остался. Навсегда.

      Удалить
    3. Упс. Даже и не знаю, что сказать :) С одной стороны - интересное личное мнение, с другой стороны - ну, я кое в чем с ним не согласен. А оно подается совершенно безапелляционно - " Альтеракская Долина – лучшее, что родила Близзард за всё время своего существования". Вот если бы я даже перечислял тысячу вещей, которые мне в ВоВ нравятся, то в этот список Альтерак бы не вошел, как совершенно не любимое БГ с одной стороны и так как в ВоВ столько совершенно прекрасных вещей, что уж Альтерак-то, ну никак не является субъективно для меня лучшим. Ты же сам пишешь - "наверное я один такой", а потом вдруг переходишь к тому, что твое мнение - истинна. Хм... Что-то как-то не сходится, нн находишь? :)

      Не хочу устраивать холи-варов - это как минимум глупо :) - но я все равно остаюсь при своем мнении - ктов рейды не ходил, тот ВоВ (конкретно Вов) не видел. Это не только мое мнение, это вообщем-то полу-официальная политика Близзард (хоть они об этом никогда открыто не говорили). Достаточно посмотреть любые патч-ноуты и увидите. что 9/10 в них составляют правки баланса классов и фиксы рейдовых подземелий. Что как бы намекает. А позиция "я не хожу в рейды, так как я их просчитал заранее", ну это как бы... Неужели не интересно - совпали ли расчеты с фактами?

      Удалить
    4. Правки баланса классов предназначены для создания видимости жизни (и работы) и поднятия интереса к игре практически не вкладывая средств. На самом деле баланс классов Близзард никогда особо не заботил. Поэтому некоторые спеки стабильно многие годы держатся внизу ПвЕ-таблицы. А про ваниллу и бк можно и вообще не упоминать.

      А фиксы рейдов потому, что Близзард издревле известна кривой реализацией. Некоторые квесты в ВоВ не ремонтируются годами. Но их мало кто видит и у ГМ давно лежат шаблоны как вручную это активировать или куда послать игрока. А тут всё же народ ходит, требует чего-то. Приходится править. Опять таки мировая рейдовая гонка фёсткиллов. Неприятно будет, когда криворучие Близзов будет постоянно выставляться на показ. И так не раз прокалывались.

      Удалить
    5. :) ну конечно-конечно :) И все у Близзард плохо и игра-то отстойная, но вот, глупые хомячки чего-то засели и никак не перейдут в православные игры :)

      Я вообще-то не о том, а о степени интереса разработчика к разным аспектам игры - так вот, правки балансов достаточно регулярные. Я сам на себе часто ощущал, как после патча резко становится легче/сложнее хилить или возрастает/падает ДПС. Так что разработчику интересен именно этот аспект - следовательно, он лучше всего развивается, следовательно - является основной частью игры с точки зрения разработчика. Согласен?

      Удалить
    6. Ты и не представляешь, во сколько отстойных игр с упоением рубятся оные хомячки - в Ололоды с Посталом не ходи. И это ни разу не показатель их качества.

      "он лучше всего развивается, следовательно - является основной частью игры с точки зрения разработчика. Согласен?"
      1. Скажи, если ты на банке с вареньем каждый месяц будешь менять крышку на такую же, но с чуть другим рисунком - варенье от этого будет развиваться?
      2. Не основная часть игры, а часть игры, с помощью которой можно изобразить движуху не вкладывая средств.
      "Разговор мужа с женой:
      - Вань, а что такое "встречный план"?
      - Ну это просто. Представь, лежим мы с тобой в постели и ты говоришь: давай сделаем это два раза - а я тебе говорю: давай три! Хотя мы оба хорошо знаем, что можем лишь раз, да и то вряд ли".
      P.S. "Уважаю бег на месте. Среди бегущих первых нет и отстающих. Бег на месте общепримиряющий". То есть если ваш БМ был на дне рейдовой ПвЕ-лестницы, то и после пяти лет работы над классом он будет там же. Баланс, однако.

      Удалить
    7. :)Не согласен, в последнем дополнении очень сильно изменены ротации практически всех классов и спеков :) И это... БМ - сейчас топ хантер, а ММ - отстойный... Шаман сейчас топ-хил, а друиды - как-то ниочень... Так что может не все так просто? :)

      Удалить
    8. Надолго ли? И сколько ЛЕТ БМ и Фрост были внизу? И топ-хантер какой: среди классов? Или только среди спеков? Он ведь только сейчас умудрился подняться аж до середины общего показателя, с разницей в 20к дпс с лидером. А в лидерах - кто же мог быть? - ну да, кто же мог быть, кроме аркана? "Всего-то" на 16-20% сильнее середнячка и на 25% опущенного армса. Баланс. Кстати, сколько лет Близзы обижают варов?

      Вангую, что скоро БМ вернут на его обычное место. ;)

      Когда все спеки будут в пределах 10%, тогда и будет баланс. Но тогда же не будет движухи, не будет интриги, не будет "ааа, моего элема занерфили, надо проплачивать ещё месяц и качать аркана".

      Удалить
    9. Не люблю я этот формат, хоть он и проще. Но сейчас именно тот случай – лучше, чтобы было проще. Хм.

      «С одной стороны – интересное личное мнение…»
      Разумеется. Моё мнение всегда интересно. Жаль, не всем. Хе-хе.

      «с другой стороны - ну, я кое в чем с ним не согласен.»
      Это нормально. Радует одно – хоть с чем-то вы согласны. Видеть не согласие собеседников во всём, что бы я не утверждал – это моё обычное состояние. Я уже привык.

      «А оно подается совершенно безапелляционно…»
      Конечно, безапелляционно. А как может быть иначе? Я описываю свои ощущения, иногда коряво и неумело, иногда таланта не хватает, как не хватило таланта одному кексу описать, что такое «настоящий немецкий шницель», но всегда искренне. Так зачем мне нужны какие-то апелляции? Вот Акунин хорошо сказал: «Критики – это такие люди, которые рассказывают мне, как они бы писали книги, если бы умели». Всё потому, что я – обычный биологический организм, наделённый разумом и умеющим им пользоваться. Немного. И моё мнение всегда субъективно. И почти всегда безапелляционно. А у вас разве не так?


      «Вот если бы я даже перечислял тысячу вещей, которые мне в ВоВ нравятся, то в этот список Альтерак бы не вошел, как совершенно не любимое БГ с одной стороны и так как в ВоВ столько совершенно прекрасных вещей, что уж Альтерак-то, ну никак не является субъективно для меня лучшим. Ты же сам пишешь - "наверное я один такой", а потом вдруг переходишь к тому, что твое мнение - истинна. Хм... Что-то как-то не сходится, нн находишь? :)»

      Начнём с имения, наводнение отставив в сторону. «Наверное я один такой», – это, собственно, у всех так. ДНК там всякое... Душа, опять же. Но многие об этом не знают. Но здесь я имел в виду очень конкретную мысль, а именно: «На максимальном уровне игра в WoW заканчивается, как и положено, а не начинается, как думают многие и утверждают разработчики».

      И Альтерак я имел в виду не на максимальном уровне. На максимальном уровне БГ в WoW уже давно нет, и не только из-за ботов. В первую голову – из-за идиотского механизма, называющегося «устойчивостью». Вот вчера мне друг, тот самый, рассказал. Сделал он себе евро-триал, бегает там 20-м пристом. Не твинком, просто одетым из инстов персонажем. И очень часто ситуации возникают – сходятся 5-на-5 с двумя хилами у каждых, и не могут никого убить. Привет, базовая устойчивость. Привет, Пандария! Раньше подобная лабуда начиналась на 70-м.
      А ещё сейчас там (на max уровне) ещё во всю работает «институт достижений», ака «ачивки». За год до их введения, при анонсировании, чуть более пяти лет назад, сразу сказал, что – это начало конца. Так оно и вышло.

      Та вот, сейчас, единственное, что в WoW ещё есть разумного – это Альтеракская Долина 45-69. Но так как разума в WoW осталось немного, его заменили «ачивки, петы и ферма», то и собираются эти игры сейчас чрезвычайно редко. Вместе с тем, это почти полный аналог общевойскового боя. Когда не возможно «сделать блиц». Когда идёт игра за башни, за рудники, за стратегическое превосходство на поляне. Диву даешься, насколько безграмотен среднестатистический «вовер».
      [Безо всякого смущения озвучу свою безапелляционную мысль, что шахматы нужно немедленно вводить обязательным школьным предметом. Каспаров, например, в Грузии проводит (не знаю, может сейчас её свернули новые власти) подобную работу.]
      Когда иногда, даже сейчас, призывают подкрепления. Авиацию, наездников, босса. А вот пехоту я и сам никогда не видел. По сути, там для идеальной игры нужно убрать списание ресурсов за убийство противников, как это когда-то было. Вообще, пересмотреть механику списания ресурсов. И будет отличное БГ. Впрочем, в WoW уже ничего и никогда не будет «отличным». Почки отвалились.

      Удалить
    10. И да, моё мнение – и есть истина. Об этом я выше написал. « – Что есть истина? – Истина в первую очередь в том, что у тебя болит голова…» Помните? Разумеется с оговоркой, ещё раз, она – безапелляционная истина для меня. Ибо, является плодом изучения, размышлений и терзаний.

      И да, «Вот если бы я даже перечислял тысячу вещей, которые мне в ВоВ нравятся...». Боюсь даже представить эту тысячу. Спишем на гиперболу.

      А ещё истина заключается в том, что я ненавижу надпись «Ваш код HTML не может быть принят: Должно быть не более 4 096 символов».


      «…но я все равно остаюсь при своем мнении - ктов рейды не ходил, тот ВоВ (конкретно Вов) не видел. Это не только мое мнение, это вообщем-то полу-официальная политика Близзард (хоть они об этом никогда открыто не говорили).»

      А это ваша истина. А вот политики у Близзард не было никогда. Кроме той, что удерживает подопечных товарища Павлова, чтобы те в клювике несли. Близзард слила почти все свои бывшие заявления. Перенос ПвЕ–ПвП, наличие персонажей двух фракций на одном сервере, смену фракции. Осталось слить только смену класса. Будет и это. Если бизнес потребует.
      И таки да, я полжизни своей, да и вы тоже, строил коммунизм к 1980-му году. Ибо было это вполне официальная политика одной известной, но немного подзабытой, партии. Даже круче – это было торжественное обещание.

      «А позиция "я не хожу в рейды, так как я их просчитал заранее", ну это как бы... Неужели не интересно - совпали ли расчеты с фактами?»
      Это не позиция. Это предположение, что ничего интересного для себя я там не найду. И конечно совпали. Для того и существует чтение, чтобы узнавать неизведанное и подтверждать гипотезы, на чужом опыте. Чтобы не тратить на это своё время. И для того и существуют писатели, литераторы, блогеры, которых Господь наградил «зудом бумагомарательства». Спасибо вам. За то, что вы есть.

      Удалить
    11. "И моё мнение всегда субъективно. И почти всегда безапелляционно. А у вас разве не так?"
      Не знаю как у кого,а у меня разумеется нет.
      1. Моё мнени звучит безапелляционно - потому что у меня есть все основания для подобных утверждений. НО! Я всегда знаю, что могу ошибаться. И если мне это смогут грамотно доказать - я откорректирую мнение с учётом новых данных. Так что никакой глупой безапелляционности. "Глуп тот, кто меняет своё мнение. Но ещё глупее тот, кто его не меняет."
      2. Моё мнение и субъективно и объективно. Я учитываю обе позиции. Ибо по-отдельности каждая из них глупа чуть более, чем полностью.

      "И очень часто ситуации возникают – сходятся 5-на-5 с двумя хилами у каждых, и не могут никого убить."
      Это же ВоВ. До 90 баланса ещё нет, на 90 уже нет.

      "Впрочем, в WoW уже ничего и никогда не будет «отличным». Почки отвалились."
      Дизайн, геймплей и описания квестов до сих пор на высоте.


      "А ещё истина заключается в том, что я ненавижу надпись «Ваш код HTML не может быть принят: Должно быть не более 4 096 символов»."
      Истина в том, что ты соврал. Твоё недовольство ещё слишком далеко от ненависти.

      "А вот политики у Близзард не было никогда."
      Была, есть и будет. Её гибкость не означает её отсутствие.

      "да и вы тоже, строил коммунизм "
      ОМГ, кто все эти люди??? О_О

      "Спасибо вам. За то, что вы есть."
      1. Да.
      2. Нет. За труд и приносимое удовольствие.

      Удалить
  3. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  4. @ Кобах. Да, может быть покажется странным, но есть люди, которые не пробовали рейды вообще. К кому апеллирует эта статья я уже понял )).

    Спасибо, Сережа, хороший материал. Ты бы еще дописал как ты вчера после килла Зорлока дышал в венте ))).

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. До сих пор помню, как был счастлив, когда в моем первом походе в Каражан мы Волка взяли! И моей друидке хилящие штанишки выпали, первый "взрослый" эпик... Эхх... :)

      Удалить
    2. Да-да, я как загнанная собака после боя отдышаться пытался :) А статья по большому счету ни к кому не аппелирует. Она написана для моих знакомых, кто пришел из линейки и подобных игр и кто привык так же пользоваться словом рейд, нов другом значении. Я просто хотел привести наш словарь к какому-то общему знаменателю. Просто когда говоришь - я вчера был в рейде. Человек - я тоже. Я говорю - у нас сложился танк на 12 процентах, а у нас БР был слит... Он говорит - да у нас танк раз 15 падал, я еле успевал всех поднимать... а на последних 10% вдруг влетел вражеский даггер и начал нашего танка в спину бить... Черт. И я понимаю что мы говорим о вообще разных вещах, да. И наш упавший танк и его э... это все совсем по-разному было же :)

      Удалить
    3. Поклонниками ладвы совершено ни к чему рассказывать про рейды, они просто не поймут. Это как любителю бутырки и стаса михайлова рассказывать про Queen, им надо "за жисть" и "шоб всё па чеснаку". А сложность исполнения, гармоничность звучания, философские/абстрактные тексты для них это "муть нипанятная". Где-то у кого-то читал тактики ладвы, что-то вроде художественного описания; смеялся очень долго. Вся сложность там в гринде необходимой экипировки, собирании жирного зерга и скрещивании пальцев, чтоб не ПКшили, пока зергают босса.

      Удалить
    4. Очень трудно самоутверждаться, если некого унизить. Понимаю. Сочувствую.

      Удалить
    5. Поэтому люди и играют в Л2 - ногебать? мб, недаром кроме этого в игре изначально ничего и не было. Был ещё тупофарм, но и то для того, чтобы собрать всех вместе на конкретных полянках - чтобы проще было ногебать.

      Удалить
  5. Да, хороший пост.
    Благодаря совместным рейдам с друзьями из СПД опять удалось ощутить это давно утерянное чувство со времен WOTLK. И оценить глубокую проработку энкаунтеров близзами (чему могут помешать постоянные походы в ЛФР и "героики"). Это не может, просто не может сравниться ни с какимим поделками корейских игроделов, отпускающих имитирование контента на плечи игроков.

    Кстати Таяк в СС тоже заставил нас пораскинуть мозгами, что делать на последней фазе (может БР кинуть на 19% или 10% процентах?, в какую сторону отведем босса перед переводом фазы?, ДК оставляют ли армию на 10%?, как расставить телепорты чернокнижника?, будем бежать по потоку после слива босса до 12%?, а если ляжет 1 танк?, если будут лежать 3 человека то вайп или нет?... и тому подобное)

    P.S. Естественно для хардкорщиков это смешно, но мы ж казуалы.
    Warheart

    ОтветитьУдалить
  6. Все-таки я не понимаю зачем столько рейд фреймов. Даже хилу.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Не зачем, а почему :) Криворукость и врожденная лень все нормально настроить, да.

      Удалить
    2. http://imageshost.ru/photo/74197/id2844788.html
      P)

      Удалить
    3. Сережа, тебе лень настроить экран в вовке, что б там что-нибудь видно было? Шутишь?

      Удалить
    4. Ага :) Леньтяй. Ты просто учти, что у меня в любой момент времени 3+ персонажей разных классов. Заточишь интерфейс плагинами под хила - остальным неудобно. заточишь под дамагера - хилить неудобно. Вот так и получаются дубли на экране

      Удалить
    5. Можно сделать отдельно заготовку на хила/дд и менять их когад угодно.
      -Alexandersan

      Удалить
    6. Можно вообще отключить в Xperl`е отображение рейда и оставить в качестве рейдфрейма Healbot/Vuhdo/и т.д. Очень удобно, даже для классов, которые совсем не умеют хилить ;)

      Удалить
    7. +1

      Вухдо лучший, только первый раз замучишься настраивать.

      Удалить
    8. ну да, ну да. Учитывая чколько у меня персонажей и сколько надо настроить всяких баффов, хотоф, дебаффов и т.д. для каждого - ну его нахер вухду :)Трижды пытался на него пересесть, но каждый раз с проклятиями сносил. не растет он у меня :(

      Удалить
    9. И чего все пристали к количеству рейдфреймов у хила :(

      Удалить
  7. "Я обратил внимание, что рейдеры пишут о рейдах исключительно с точки зрения тактики, прохождения-не прохождения, сетапа и т.д., но совершенно не пишут и том. в чем же собственно говоря радость от этого времяпровождения."
    А пожалуйста. http://www.noob-club.ru/index.php?action=pmxblog;sa=view;cont=2348;uid=75233 Оно, конечно, очень вовремя, но я и раньше такое читал. А про прохождение ЦЛК - именно как творящуюся историю, а не "тактику" - у меня целый фанатский фильм есть. И с прекрасной озвучкой. (Ну да, фильм не русский)

    А пишут тактики, потому что литературно писать мало кто умеет, а из них мало кто желает. Смысл? Что им Гекуба, что они Гекубе.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, интересный блог. Но все равно - немного не о том он пишет. Он жэе скорее про лор. атмосферу. а не про бой. Понимаешь?

      Удалить
    2. "Понимаешь?"
      Понимаю, а ты? Я ведь ответил на твою цитату, на твою затравку темы. Коей ты начал за здравие, а кончил - как и они. ;)

      "Сет, а что за фильм?"
      http://www.youtube.com/watch?v=xWKoRKR8ofY

      Удалить
    3. Спасибо, хороший фильм

      Удалить
  8. >в ГВ2 - если можно нормально играть, наблюдая на экране полную кашу

    А почему ты думаешь, что в ГВ2 решает реакция, а не сетап, внимательность, взаимодействие и вовремя поставленные поля?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Димм, я этого не говорил. :) Ты бы все-таки цитату целиком привел. Вот что я написал:
      "Почему мне все-таки не понравилась боевка в ГВ2 - если можно нормально играть, наблюдая на экране полную кашу - значит ваши действия никак не затрагивают других игроков. Это не коллективная игра. даже если по факту вокруг вас бегают люди. И радости от хорошо сделанной коллективной работы это мне лично - не приносит."

      Я сделал допущение, что если можно играть и результативно играть наблюдая на экране кашу, значит игра коллективного взаимодействия не требует. Но это предположение, сделанное на основе моих 150 наигранных часов. Возможно, в эксплорер-модах (или как они в ГВ2 называются) все и не так. Значит просто пропусти это мое предположение. Я вообще-то не об этом писал, данное высказывание не является ключевым для смысла статьи - это просто иллюстрация.

      Удалить
    2. Я могу и весь абзац привести :)

      "В общем, нагрузка на мозг очень и очень внушительная. Честно говоря, реакция хоть что-то решает в считаных моментах боя. В основном. весь бой решает тактическое планирование своих действий, использование в нужные моменты боя абилок (причем не так, что в данную долю секунды прожать, а ПОНИМАТЬ и ВИДЕТЬ - надо ли ее сейчас использовать или нет - она позже будет нужнее). С дамагерми ситуация совершенно аналогичная - объектов для слежения и понимания боевой обстановки - огромное количество. И если ты не видишь картину боя - ты труп. Или того хуже - вагон, который только мешает. Тут я как раз и хотел вставить небольшую ремарку. Почему мне все-таки не понравилась боевка в ГВ2 - если можно нормально играть, наблюдая на экране полную кашу - значит ваши действия никак не затрагивают других игроков. Это не коллективная игра. даже если по факту вокруг вас бегают люди. И радости от хорошо сделанной коллективной работы это мне лично - не приносит."

      В контексте противопоставления реакции и мозга ты ставишь ВОВ и ГВ2 по разные стороны, даже если это завуалировано имхами.
      Жаль, что за ты эти 150 часов не увидел коллективной игры.

      Даже в шутерах, мозг и планирование не менее важны, чем реакция.

      Удалить
    3. >Жаль, что за ты эти 150 часов не увидел коллективной игры.

      Мне тоже жаль :) Но чего не увидел, того не увидел. В общем-то мои отзывы по ГВ2 - здесь на блоге :) так что спор о ГВ2 - можно вести там.

      А статья-то вообще-то о рейдах. Ну и о ВоВ, как раз о таком, как я люблю. А ГВ2 - ну. к слову пришлось просто :) Предлагаю все-таки вернуться к теме

      Удалить
    4. "Жаль, что за ты эти 150 часов не увидел коллективной игры."
      Сдаётся мне, что и я увидел бы бегание вместе, а не коллективную игру.

      Удалить
    5. >ГВ2 - ну. к слову пришлось просто :)
      И совершенно напрасно пришлось. Потому что ты сравниваешь ВОВ, который видел с ГВ2, которой не видел - массовое пвп и высшие уровни фракталов.
      Не об этом ли твоя тема? :)

      Удалить
    6. Нет, не об этом :) Но эта мысль так же была озвучена, пусть и мимоходом. Мне вообще почему-то кажется, что ты несколько цепляешься к словам, я ошибаюсь? ;)

      На самом деле вопрос ты поднял серьезный - чем же таким принципиально отличаются рейды от сложного инста на 4-5 человек. Попробую ответить. Вот то, что приходит в голову первым:

      1. наличием более одного человека в одной роли (2 танка, 2+ хила, 2+ дамагера и т.д.) причем это требование подразумевается энкаунтером, а не потому что нам так хочется. В конце концов нет ничего странного в том, чтобы притащить и на простого босса, стоящего на полянке и ничего особо не требующего - 40 рыл. Фигня вопрос. Нужно ли это? если нужно - вот он рейд, если просто захотелось, то это по моему не рейд.
      2. наличием таймера энрейджа и жестким ограничением на численность группы. То есть ограничением снизу и сверху - не более, но и не менее, чем определенное количество. То есть требующим решать головоломку имея в наличии некоторое количество не взаимозаменяемых единиц боевой силы. Это очень важно, что ни не взаимозаменяемых - это и усложняет задачу и упрощает ее с другой стороны. То есть не позволяет решить вопрос брутал-форсом (нагнать толпу и все).
      3. ограничением на количестве оживлений в бою (то есть опять же запрет на решение задачи брутал-форсом).

      Возможно, что-то еще читатели допишут, но пока вот так. Кстати, я что-то никак не могу вспомнить - ты же вроде сам рейдил когда-то? Что ты скажешь по самому главному вопросу статьи?

      Удалить
    7. Хмм, мне казалось, ты хочешь найти общий язык с теми, "кто их не видел"? То есть знакомишь с темой тех, кто не в.
      Ты хорошо это делаешь, что тут обсуждать? :)

      И тут же, походя, ставишь штамп на ГВ2, даже не увидев топ контент. Также как твой потенциальный читатель, не знакомый с топ контентом ВОВа, к которому обращена статья. А к штампам я придираюсь, это верно.

      Если же не оставаться в рамках обсуждения контента (т.е. техническо1й стороны, так сказать), то можно видеть, что все это лишь фон, повод для взаимодействия людей. Где-то он стимулирует расширять кооперацию на весь "мир", где-то, наоборот, замыкаться в узком кругу.
      Но это совсем другая тема :)

      Удалить
    8. В общем-то ты прав. Действительно, я в сложных модах ГВ2 не был, однако мне кажется,ч то представить эти проблемы мне не сложно - мы со своей командой в пять человек с большим удобвольствием вайпались в начале Каты в героиках. Да, было весело и я представляю, чем может быть интересен такой бой. Сложны и интересный. Однако после этих (сложных и интересных) героиков - рейды были все равно на уровень сложнее и интереснее. Именно по этому я и сделал экстраполирование. Возможно ошибся, так что предлагаю считать эту тему ошибочно поднятой :)

      А про кооперацию и коллективное взаимодействие я собирался написать во второй части статьи. Она пока обдумывается.

      Удалить
  9. Почему мне все-таки не понравилась боевка в ГВ2 - если можно нормально играть, наблюдая на экране полную кашу - значит ваши действия никак не затрагивают других игроков. Это не коллективная игра. даже если по факту вокруг вас бегают люди.
    Подозреваю, что написано под впечатлением лоулвл эвентов и зерга на ввв )
    Даже простые инсты уже требуют координации и прожимания нужного; например, наша неодетая патька в скайпе координировала блайнд, щиты и восстановление хп. Причем это достаточно легкие аскалонские катакомбы. На высоких уровнях фракталов все еще суровее, думаю.
    То же если ходить с хорошей ввв гильдией.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Унати, я попробовал уже ответить на аналогичный вопрос Димма. Возможно, это и тебе ответ :)

      Удалить
    2. Фокс, а ты за эти 150 часов сколько персов до ~30 уровня дотянул?)Подозреваю, что ты как и в СВТОР качался одновременно пятью чарами)

      Удалить
    3. Нет, не совсем. Я не спорю, что ПВЕ в ГВ2 не то, что хай-энд ПВЕ в ВоВе (апельсин не похож на картошку, но оба эти предмета хороши весьма :) ), но я говорила именно про ощущение командной игры, которое, по твоему мнению, отсутствует в ГВ2.
      В конце концов я же продолжаю играть в ВоВ, правда, в казуальном режиме (статик выходного дня из таких же "бывших"), так что есть с чем сравнивать.

      Удалить
  10. Тотальное уничтожение сдает ад при гибели, не босс и не по таймеру. Больше дпс - меньше аддов - меньше ударов в рейд.
    Хилы стоят в круге, тк:
    1) Можно и нужно дамажить,тк см. зависимость урона от дпс-а. Да и лечить-то до экзекьюта нечего
    2) Хилов тоже нужно хилить. 50% к получаемому хилу на дороге не валяются.
    3) ЛоС,опять же. Раздавать диспелы и хилить танка (который "привязан" к центру) нужно, и стоя это делать удобнее.

    Рдд должны стоять на кромке круга.Тогда сброс стаков для них сводится к одному прыжку.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Манн, ты, конечно, прав. Просто я не столько о самом бое говорил, сколько на его примере о том, как выглядит настоящий бой в рейде. А так - да, верные замечания, конечно.

      Удалить
  11. А беганье боком для танков уже не работает? Танк, поворачивающийся спиной - плохой танк.

    ОтветитьУдалить
  12. обожаю афигительные истории от героя ЛФГ Сета и не менее доблестного чемпиона рандомных БГ Алесвита.

    ОтветитьУдалить
  13. Хорошо пишешь) Жаль нету перса на ВП, походил бы с вами)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. в 5.2 можно будет ходить по рил-иду. Регистрируйся у нас на форуме и вперед, никто не мешает :) тем более вторая десятка практически набрана

      Удалить
  14. Либо я не до конца понял сути статьи, либо мы играем в разные игры.
    99% подготовки к рейду - это ознакомление с классовыми гайдами и рейдовыми тактиками в первые дни выхода контент-патча. Дальше вся подготовка сводится к тому, что бы за 3 минуты до РТ войти в игру и купить на АХ 3 фласки и 2 стака потов. После следует фраза в чат:"Инв и сумм". Все, мы готовы к рейду.
    После пересечения рейд-портала начинается самая обычная Аркада. Вполне сравнимая с "Супер Марио".
    А дальше все зависит от:
    1. Скорость реакции;
    2. Умения отслеживать 5-7 таймеров;
    3. Умения быстро и точно нажимать на кнопочки.
    Босс как правило падает в тот момент, когда все участники рейда наизусть выучат последовательность нажимания кнопочек. Потому Освоение всегда долгое, а на следующее КД босс падает с первого пула. Иногда бывает пару лишних пулов на восстановление мышечной памяти. Как только пальчики вспомнят - босс сложится.

    ОтветитьУдалить
  15. наверное, все-таки не совсем в одни и те же рейды ходим :) Вот насчет приоритетов - описанная последовательность приоритетов соответствует только топ-ДПС. Как минимум - если хил будет так играть - сольется по мане, если танк будет так играть - сложит рейд или напарника (что-то я не заметил ни слова о слежении за боем), если прерыватель-кайтер-саппорт и т.д. так будет играть - вайп гарантирован. А вот стоять на месте и крутить цикл быстро и точно - да, именно так. Ну и что сказать... По тактике - тоже не все так просто. сетап рейда может быть нестандартным и в 10-ке, например, вряд ли будут все 11 классов (гы-гы :) Так что что-то придумывать в поле все равно придется. Не согласен?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. "наверное, все-таки не совсем в одни и те же рейды ходим :)"
      Наверное таки да...
      "Как минимум - если хил будет так играть - сольется по мане".
      Как раз таки наоборот. Задача хила следить за таймерами способностей босса и сливать по нему ману.
      "если танк будет так играть - сложит рейд или напарника"
      Танк - это одна из самых бестолковых работ в рейде. Основная задача, опять таки, следить за таймерами абилок босса и прожимать под них свои сэйвы.
      Из сложности поставленной в выработке тактики перед РЛом, все сводится к распределению сэйвов. Боссов, которые выставляют более сложные требования в Рейдах очень мало.
      "сетап рейда может быть нестандартным и в 10-ке, например, вряд ли будут все 11 классов (гы-гы :) "
      И толку, бафов то всего только 8. Многие из которых заменяются хантовскимы пэтами. Да и для 10ппл нормал иметь все баффы совсем не обязательно.

      Удалить
    2. :) Я вот что думаю - о чем мы спорим? Да, очень хочется обратиться по имени/нику, можно попросить представиться? Там в списке есть такой вариант - Имя/УРЛ, урл не обязательный :)

      так вот, уважемый Аноним, я никак не пойму - о чем мы спорим? Вам же нравится рейдить? И мне нравится. Чем мне этот процесс нравится -я описал :) Опишите чем нравится вам (тебе?) - вот и будет два мнения. тут вообще-то чистая вкусовщина, по моему - одному нравится как в Марио, другому нравится, что можно все рассчитать заранее и действовать по плану :) Люди же разные, правда?

      Удалить
    3. Тот же Элегон - это полностью линейный бой. Во время боя не возникает не тривиальных задач, для решения которых приходится выкручиваться. Единственное, на что может повлиять решение РЛ, так это кому будут помогать танки и хилы добивать сферки.
      "В общем, я решил развеять некоторый туман над тем, что общепризнанно является вершиной ПВЕ - рейдами"
      Другими словами вершиной ПВЕ (и в данном контексте я предполагаю мы оба понимаем ПВЕ составляющую ММОРПГ) является мультиплеерная Аркада?

      Удалить
    4. Ну аркада это чисто в теории. Дело в том, что от рейдов совсем другое ощущение, чем от того, что в игровом мире называется "аркадой". К тому же даже в теории ПвЕ-рейд это как минимум социальная ролевая аркада - все три составляющих есть и равно важны.

      Удалить
    5. "Ну аркада это чисто в теории."
      Я эту теорию каждую неделю проверяю на практике.
      Вспомнить тот же "Супер Марио". Уровень с трэшем и в конце босс. И его не пройдешь пока не разберешься, как справиться с его способностями. И эмоции от победы, я думаю, будут такими же.
      "социальная ролевая аркада - все три составляющих есть и равно важны."
      Это, в смысле, сообщения в городском чате: "нужен дд в ПМ на кд". Или негласное правило не ругаться на РЛ нецензурной лексикой?

      Удалить
    6. 1. Аркада - тут понятно.
      2. Ролевая - тут не абстрактный босс, как в Марио. Он имеет свою историю. Инст имеет свою историю. Местность и игра имеют свою историю. Ты её можешь не учить ,но походу игры ты всё равно хоть на четверть, но окунёшься в неё, прочувствуешь. Помимо этого ты играешь не абстрактным ежиком-суперсоником, а конкретным классом в конкретном варианте, очень сильно увязанным с современной земной мифологией, с ЛОР-ом игры и развивающимся по ходу игры. В аркадах всё это имеется лишь в крайне ограниченном варианте, да и то частично. Какой ЛОР в Марио: водопроводчик спасает какую-то дуру от няшного дракона, прыгая на гупп? Это не ЛОР, это фикция.
      3. Социальная. Так значит ты играешь в ВоВ соло? Ты не взаимодействуешь с людьми? Чисто зарегался в рейд - молча оттарабанил комбы - забрал лут и ушёл? Все вокруг боты, тьфу на них, лишь ты личность? Ну это твои проблемы, что ты настолько асоциален, что не видишь данного аспекта в игре. Но остальные же не ты, остальные видят всё по другому. И знают немало людей не только по никам, но и по именам, и кто где живёт. И с удовольствием общаются на разные темы. На что я интровертен и то с теплотой вспоминаю молодую пару вара с шаманкой с Седогрива - хай им всё будет в шоколаде. И молодого студента с Рифта, которого всё же загребли в армию. И других, с кем были хорошие и с кем были напряжённые отношения. И с кем было просто весело попикироваться в чате. И это при всей моей несоциальности. Я уж не говрю о том ,что убери эту социальность, сделай ВоВ точно такой же игрой, но сингл и с уберботами - народ с визгом тут же разбежится. Социальность это крайне важный аспект, причём даже в казалось бы сингл-ориентированных ММОРПГ. "Зри в корень"

      Удалить
    7. Редкий случай, когда я с Сетом полностью согласен. Жги дальше :)

      Удалить
  16. Интересно, какой процент рейдеров размышляет о ЛОР-е инста, проходя его в *надцатый раз по КД..
    Социалка в WOW сведена к минимуму, во многом потому что гильдия не решает никаких задач по устройству игрового мира, по сути своей и по игровой механике гильдия есть удобное средство рейдить или БГ-шить вместе в приятной компании, не более того.
    А какая "социалка" вне гильдии, с нынешними LFR и мгновенным портом в инст/рейд, с печальным world pvp?

    ОтветитьУдалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...